Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в городе Коластры, в греческой области Каппадокии. Она была единственной дочерью благочестивых супругов Завулона и Сусанны.
Ее отец Завулон происходил из знатного рода, от благочестивых родителей. Пользовался расположением императора Максимиана и был блестящим полководцем. Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха Забдаса (до монашества Ювеналий).
Святой равноапостольной Нине было пять лет, когда по злой воле императора Диоклетиана был замучен двоюродный брат ее по отцу Георгий, почтенный Церковью прозванием Победоносца (это случилось в 303 году). Позднее в просвещенной ею светом Христовым Иверии, святая Нина построила множество храмов в его честь.
Когда Нине исполнилось двенадцать лет, родители решили посвятить себя и свою дочь Богу. Продав свое имение, они пришли в Иерусалим. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского (дяди святой Нины), Завулон оставил военную службу и удалился для отшельнической жизни в Иорданскую пустыню. Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре.
Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.
Однажды, когда она сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23–24).
На вопрос святой Нины, где сейчас находится Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в языческую Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии. Но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Её земным уделом впоследствии. Промысел Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне.
Святая Нина стала молиться Пречистой Деве Марии о том, чтобы она удостоила ее найти священный хитон Ее Сына, а также просветить живущих там язычников верой в распятого Господа, Который истинно воскрес. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы и явилась ей в тонком сне. Вручив юной Нине крест, сплетенный из виноградной лозы, Богородица сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него! Я же буду тебе Покровительницею».
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе). Она возрадовалась духом, и отрезав прядь своих волос, связала ею крест покрепче. Затем она отправилась к Патриарху и поведала ему обо всем происшедшим с ней. Он ни в чем не усомнился и благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев. Рипсимия со своей свитой бежали в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284–305).Укрепленная видениями Ангела Господня святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 310 году.
В день Преображения Господня, святая Нина оказалась свидетельницей языческого жертвоприношения идолам, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа. Она с ревностью пророка Илии стала молиться Господу о просвещении этого народа. Поднялась сильная буря и с горного кряжа были низвергнуты идолы – Армаз, Каци и Гаим.
Спустя много времени после того, святая Нина вошла, под видом странницы, в город Мцхет (древнюю столицу Грузии). Святая нашла себе приют в семье бездетного царского садовника. Анастасия — жена садовника, по молитвам святой Нины разрешилась от своего бесчадия. Впоследствии она стала матерью многочисленного и счастливого семейства, равно как — и первой женщиной, которая уверовала в Иберии во Христа раньше мужчин.
Слава о проповеднице-чужестранке вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.
Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану. Приняв святое Крещение, из идолопоклонницы она стала ревностной христианкой .
Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан оставался непреклонен. Он готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. Во время царской охоты он внезапно ослеп. Вспомнив о проповеди и чудесах святой Нины, он обратился в молитве к христианскому Богу. Это событие совершилось 6 мая 319 года.
Царь Мириан принял святое Крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет, в 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень. На этом месте был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).
Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори. Там она стала проповедовать Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах и обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.
Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений.
Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.
Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам в 347) на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов. Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения.
На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия. Позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.
Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами.
Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 27 января (14 января по старому стилю), в день ее блаженной кончины.
(3704)