Перед Великим постом есть три подготовительные недели.
Неделя о мытаре и фарисее – первая.
Она носит это название поскольку Евангельское чтение этого дня — притча Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14). Эта притча задает тон на весь Пост.
Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).
Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»). Это показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, который ищет смиренное сердце.
Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует более высокая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.
Богослужение воскресного дня пока еще не сильно отличается от обычного.
Церковь для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах в подговительные недели поет на воскресных службах, начиная с Недели (воскресения) о мытаре и фарисее умилительные стихиры:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
В основе лежит притча о мытаре. Это тема первой подготовительной недели. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером).
Текст стихиры:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
«На спасения стези настави мя, Богородице».
В основе лежит притча о блудном сыне. Это тема второй подготовительной недели.
«Множество содеянных мною лютых».
В основе лежит предсказание Спасителя о Страшном Суде. Это тема третьей подготовительной недели.
(136)