31 января, в день прославления преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии в храме состоялся праздничный молебен с чтением канона святым. По его окончании в своей проповеди настоятель храма о. Владимир напомнил прихожанам, чему учит нас святая жизнь родителей преподобного Сергия Радонежского.
«Святые Кирилл и Мария были благочестивыми супругами и родителями. У благочестивых родителей были благочестивые дети. И в этом мы видим урок для себя – важно, чтобы в нашей семье все было хорошо, прежде чем мы захотим ждать чего-то доброго от наших детей. Мы часто желаем что-то поменять в нашей жизни, в наших детях, вообще вокруг себя – в нашей стране, во всем мире. Но ведь недаром любят повторять вслед за Антуаном де Сент-Экзюпери – «все мы родом из детства». Все начинается с семьи нашей!
Мы часто рассуждаем о том, что происходит в нашей стране и во всем мире и при этом забываем о том, а все ли хорошо в нашей семьей. Семья – это как лакмусовая бумажка, она говорит об устроении человека. А если в наших семьях непорядок, то что страну критиковать? Нет смысла осуждать страну, ее руководителей и весь мир, зато есть большой смысл заниматься своей семьей.
Нужно понимать, что с точки зрения христианства, семья – это величайшая ценность. Величайшая ценность! «Нехорошо быть человеку одному», — сказал Господь Бог, как мы читаем в Ветхом Завете. Бог задумал семью как нормальное состояние жизни человека. Семья — это Богом установленный союз людей. И поскольку это величайшая ценность и заповедь Божия, то она требует величайших трудов, молитв.
Еще очень важно, чтобы семья строилась по христианскому принципу. Христианский принцип такой: глава жене муж, а глава мужу – Христос. Муж – глава в семье. Я так говорю не потому что я – мужчина, а потому что Бог так определил. Это самая правильная модель. Поэтому, когда начинают строить семью как-то по-другому – чаще всего при этом ребенок оказывается выше всех, потом жена, потом муж – все разваливается. Этот семейный конструктор ломается! Когда вверху муж, потом жена, потом ребенок – тогда все устраивается. Вот эта неправильная парадигма — что главный в семье ребенок – настолько ущербна, настолько вредит семье и детям, что нередко калечит их восприятие мира, калечит жизнь детей… Понятно, что ребенок требует защиты, любви и заботы. Но когда его ставят выше, чем мужа, то тем самым создают ребенку большие трудности. И семья разваливается чаще всего. Не думаю, что Кирилл и Мария «носились» со своим сыном Сергием, считая, что он «пуп земли». Уверен, что в их в семье был самым главным Кирилл, что ему были почет, уважение. Он не потому был во главе, что этого требовал, имел власть, всех «строил». Нет. Они жили по Богом установленному принципу – сначала муж, потом жена, потом дети. Я думаю, пока мы такую модель не будем выстраивать в своих семьях, мало что изменится в лучшую сторону вокруг нас.
А людям старшего поколения следует помнить, что не внук самый главный в семье и что не ради внука надо жить. Тем более в преклонном возрасте, когда нужно думать о встрече со Христом и жить ради Царствия Небесного. А у внука свои родители есть, они позаботятся о нем.
Мы, христиане, должны четко помнить, что ребенок – при всем к нему уважении, заботе и любви – не главный в семье. Навеки соединяются в семье муж и жена. И доживать свою жизнь им предстоит вдвоем, т.к. дети вырастут, покинут отчий дом и создадут свои семьи.
Нам нужно много молиться о наших семьях и трудиться над их созиданием. Когда наши семьи будут крепкими, тогда и государство наше будет крепким. Помоги нам, Господи, по молитвам преподобных Кирилла и Марии.»
(100)